Бизнес

Собственный лейбл по выпуску винила: работа с музыкантами, мастеринг

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПОИСК МУЗЫКАНТОВ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА, ВИНИЛОВЫЙ МАСТЕРИНГ

В первой части блога, посвященной непосредственно вопросам создания лейбла и оформления бренда, мы уже делились мнением авторитетнейшего украинского продюсера Евгена Ступки о ключевой составляющей успеха в этом захватывающем предприятии. В ходе беседы Евген, за плечами которого успешный опыт управления рекламными агентствами, студиями звукозаписи и лейблами, неоднократно акцентировал внимание на том, что главное для студии - найти артиста и продать его альбомы. Всё остальное - вспомогательные процессы, без которых, впрочем, тоже никак не обойтись.

ПОИСК АРТИСТА И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА

Свою успешную карьеру саунд-продюсера Ступка начинал во времена, когда лейбл обычно имел такого представителя, как А&R-менеджер (аrtist and repertoire manager). Этот человек посещал клубы и концерты конкретно для поиска новой музыки и исполнителей. Когда ему нравилась какая-то группа, он вез её в студию и записывал демо, после чего с лейблом решался вопрос о сотрудничестве. В свое время, кстати, нечто подобное произошло с «Битлз», на которых обратил внимание Джордж Мартин, руководитель департамента A&R лейбла Parlophone.

Сейчас такой подход к поиску исполнителей – решение не всегда оправданное. Технологии развиты настолько, что даже в домашних условиях при создании песни получается уже практически готовый продукт. И музыканты сами рассылают его продюсерам, а те ежедневно могут прослушивать массу новых групп, не покидая студии или дома.

Для начинающего музыканта-продюсера независимого лейбла типична ситуация, при которой он создает студию не в последнюю очередь под собственный музыкальный проект. Так что с поиском первого артиста/группы проблем не возникает. Дальше в оборот идут знакомые талантливые музыканты, конечно, если они вписываются в концепцию лейбла по музыкальному направлению. На просторах интернета немало сайтов, где продюсеры сами зазывают начинающих музыкантов, творящих в определенном стиле, и предлагают выслать демо на электронный адрес лейбла.

Если подытожить вышесказанное, для начала мы описали три наиболее очевидных и потому весьма распространенных способа поиска артистов для нового лейбла:

- привлечение знакомых музыкантов-единомышленников, которые с вашей помощью полностью раскроют свой потенциал;

- интернет-кастинг: когда вы просматриваете сайты и страницы всевозможных групп или бросаете клич о поиске артистов заданного музыкального жанра, что обеспечит вам долгие часы прослушивания всевозможных творений от сотен амбициозных музыкантов;

- самый романтичный способ: посещение клубов и баров, в которых группы играют свою музыку живьем. Ступка, кстати, до сих пор не изменяет этой тактике даже в далеком солнечном Лос-Анджелесе, и вскоре благодаря его таланту там наверняка зажгутся новые звезды шоу-бизнеса мировой величины.

На церемонии вручения «Грэмми»

Итак, лейбл и музыкант обрели друг друга, время уладить юридические формальности. Их взаимоотношения регулируют положения Гражданского кодекса и Закон Украины об авторском праве и смежных правах от 23 декабря 1993 года N 3792-XII. В случае распространения музыкальной продукции он обеспечивает правовую охрану смежных прав исполнителей на результаты творческой деятельности и производителей фонограмм. Платформа для возникновения смежных прав – это авторское произведение, которое может быть распространено определенным образом (в нашем случае, на виниле).

По этой ссылке можно изучить один из вариантов бланка-образца авторского договора о передаче исключительных (неисключительных) прав на использование произведения. Для владельца студии, само собой, в приоритете иметь исключительные права, чтобы артист не мог в то же самое время издаваться под другим лейблом. Тогда в договор может быть включен такой пункт:

Автор несёт материальную ответственность за передачу третьим лицам материального носителя, в котором воплощено Произведение, его копий, других экземпляров, а также за передачу третьим лицам любой информации, которая связана со Произведением и его созданием. За совершение указанных действий Автор несёт ответственность в виде компенсации Предприятию всех убытков, причинённых такой передачей, в том числе компенсации упущенной выгоды.

В договоре, кроме всего прочего, должны быть оговорены права и обязанности сторон, учтены сроки его действия, порядок и размер выплаты авторского вознаграждения (аванс, процент от дохода или фиксированная сумма), способ использования музыкальной записи.

Что касается финансовой стороны вопроса – здесь работает сугубо индивидуальный подход. А именно: как лейбл сможет договориться с артистом (если лейблу выпал шанс взять под свое крыло уже более-менее известного исполнителя), или как артист сможет договориться с лейблом (если в сотрудничестве больше заинтересован сам музыкант/группа).

Можно договориться с артистом о покупке прав за аванс, можно - за процент от продаж, или за комбинацию двух этих составляющих. А проценты, как объясняет основатель лейбла Kiev House Максим Сикаленко (интервью с ним вскоре появится на сайте, следите за блогом!), могут варьироваться в широких пределах: 50/50, 60/40, 70/30 и т.д. Хотя за рубежом royalty - доля исполнителя - обычно составляет всего около 13-14 процентов от розничной цены альбома, но ведь там совершенно иной рынок.

От чего же может зависеть такой разброс в процентах для музыканта? Отличный вариант – состоявшийся артист с именем. Он вправе требовать высокий процент от продаж, ведь именно его имя, по сути, способно обеспечить вам успех релиза. Но реальность такова, что лейбл поначалу наверняка будет работать с инди-исполнителями.

Артист в принципе далеко не всегда приходит к вам с готовым материалом, который остается просто издать. И далеко не всякий музыкант располагает средствами на снятие клипов, промо-туры и другие элементы раскрутки. На лейбл стремятся попасть как раз за этим: выпустить собственный продукт и заручиться рекламной поддержкой без начальных вложений со своей стороны. То есть именно лейбл за свои деньги не только печатает винил, но и занимается раскруткой. Скажем больше. Как правило, нужно помочь музыканту записать его материал, то есть продюсеру фактически приходится заниматься саунд-продакшном. Значит, лейбл должен вкладывать и вкладывать средства в артиста, причем нет никакой гарантии, что это вообще окупится. В таком случае лейбл вправе диктовать музыкантам свои условия распределения вероятной будущей прибыли.

Manowar подписывают контракт кровью

Отметим: даже если радостный музыкант приходит к вам с готовым диском в руках, работа со звуком на самом деле еще далеко не завершена. После записи необходимо делать мастеринг, и в случае с производством пластинок есть своя особенность.

МАСТЕРИНГ

Для винила требуется специальный мастеринг, и есть отдельные студии, которые этим занимаются. Для Ночных Снайперов Ступка работал над мастерингом в своей киевской студии. А матрицу штамповали уже в России на специальном станке (в Украине таких просто нет). Евген делится некоторыми нюансами мастеринга для винила, но рекомендует изучить этот захватывающий процесс глубже (чем мы и занялись): он технически более специфичен, чем запись трека, но поле для творчества здесь также очень широкое.

Мастеринг предполагает завершающую динамическую, частотную и спектральную обработку записи. Вся суть в том, что динамический диапазон записанной музыки нужно привести в соответствие с возможностями материала винила. И у пластинок эти технические возможности весьма своеобразные: с одной стороны, больше, а с другой стороны, меньше, чем у цифры. Например, на виниле весь материал ниже 500 герц должен быть сведен в моно, потому что запись низких частот на плоскость пластинки требует большего размера дорожки. Фактически, для стереозвука в указанном диапазон физически не хватает места.

Таким образом, чем канавки на виниле ближе друг к другу, тем ниже качество звука и громкость всего трека. Следовательно, максимальное качество звучания будет иметь песня, записанная на одну сторону стандартного 12-дюймового винила при 45 об/мин. При нарезке на пластинку долгоиграющего альбома на скорости вращения 33 1/2 оборотов в минуту качество исходной записи, как правило, пострадает (и уже точно упадет её громкость). Специалисты рекомендуют планировать максимум 16-18 минут музыкального материала для одной стороны, тогда сохраняется возможность обработать запись качественно и без фатальной потери в громкости.

При виниловом мастеринге не должно быть противофазы по низким частотам в правом и левом каналах, иначе иглу проигрывателя это буквально сведет с ума и заставит выпрыгивать из колеи. Следует также уделить внимание такому техническому параметру, как RMS (Root Mean Squared) — среднеквадратичное значение мощности звука, ограниченной заданными нелинейными искажениями. Если на мастеринг пришла фонограмма с уровень RMS, значительно превышающим оптимальные для винила -12 дБ, есть вероятность перегрева и поломки алмазного резака. Тогда необходимо проявить определенный талант и понизить уровень RMS так, чтобы не завалить нужные пики громкости и сохранить компрессию, несущую в треке художественный замысел.

Игла и дорожки пластинки под микроскопом

Кроме того, звук, проходя через проигрыватель, сам подвергается определенной компрессии, которую нужно учесть при мастеринге. Еще одно интересное наблюдение профессионала: оказывается, для музыки на iTunes также требуется отдельная обработка, которая, как это ни странно, очень схожа с мастерингом винила. Как видите, нюансов достаточно много, поэтому для работы с винилом понадобится помощь толкового инженера по мастерингу.

Желательно иметь для обработки под винил изначальные, несжатые записи высокого качества в форматах wav или aiff. И задача значительно усложнится, если запись уже прошла СD-мастеринг (16 bit/44.1 kHz) или сжата в мр3.

Создателю лейбла можно взять на заметку следующую информацию: раз уж артисту нередко приходится предоставлять возможность для записи его материала, который затем требует студийного мастеринга, логично, во-первых, задействовать для этих целей специализированную студию звукозаписи. А во-вторых, имея свое оборудование и приобретя определенный опыт, можно предоставлять в этой студии услуги конкретно по мастерингу винила уже другим лейблам и артистам.

Лейбл развил бурную деятельность, с музыкантами заключены контракты, а треки уже записаны и при помощи специального мастеринга подготовлены для выпуска на пластинке. Значит, наступило время оформить заказ на изготовление первой партии винила и позаботиться о дистрибуции.

Какие фабрики и на каких условиях берутся за производство пластинок? На чем лейбл ни в коем случае не должен экономить, и что способно принести ему реальную прибыль? По лучшим законам жанра ответы – в следующем блоге.


Коментарі