Максим Сикаленко: «Альбом на виниле - возможность оставить после себя запечатленную эмоцию»
В предыдущих материалах блога, посвященных созданию «с нуля» нового лейбла по выпуску винила, мы постарались раскрыть тему максимально подробно и авторитетно: консультировались со специалистами, выходили на лейблы, связывались с менеджерами заводов, штампующих пластинки, в общем, максимально углублялись в конкретику и практические стороны вопроса. А что, если не беседа с основателем действующего отечественного лейбла, может дать еще более конкретное представление об этой сфере деятельности? Вниманию читателей - обещанный десерт - интервью с киевским музыкантом и продюсером Cape CodМаксимом Сикаленко.
Максим, позвольте поздравить вас с выпуском на виниле альбома «Cult». Что (или кто) вдохновило вас на этот шаг, ведь в одном из интервью на просторах интернета вы говорили, что печать винила собственными силами — это почти всегда потеря времени и внушительных средств?
Спасибо! Скорее внушительных средств, чем потеря времени. Поэтому я безгранично признателен Андрею Смирнову из Aby Sho Musik за помощь. Если бы не он, этот релиз на виниле вряд ли увидел свет в ближайшее время. В перспективе я бы всё-таки хотел видеть Kiev House лейблом, издающим винил. Но на данный момент основная его концепция - это бесплатное распространение релиза в цифре и печать на кассетах. Формат кассетного издания на данный момент наиболее доступный (в материальном отношении) в плане физического носителя.
Альбом вышел при сотрудничестве сразу двух лейблов: Kiev House и Aby Sho Musik. Чем это обусловлено?
После одного из лайвов (живых выступлений) ко мне подошел Андрей и предложил напечатать релиз. Это было достаточно неожиданно, поскольку никаких предпосылок к такому сотрудничеству не было. Я взял на себя дистрибуционную часть, работу над дизайном и коммуникацию с заводом. Андрей в свою очередь закрыл всю финансово-материальную часть.
Где вы делали мастеринг вашего альбома, в частности, виниловый? С каким заводом сотрудничали? Почему пластинка белая, и на что это технически влияет при производстве?
Изначально мастеринг у меня проходил в Лондоне на студии Metropolis, с инженером Stuart Hawkes. А уже на заводе пластинок они сделали небольшой дополнительный мастеринг со своей стороны. Печатался тираж на производстве компании MPO France.
Белый цвет для материальных носителей был выбран исходя из оригинальной обложки релиза. Кроме белого винила еще будет лимитированный тираж белых кассет. Мне удалось найти, наверное, последнее производство в Киеве, где делают шелкотрафаретную печать на кассетах. Будет небольшая книжечка с текстами песен внутри и полная версия альбома (в издании на виниле будет отсутствовать один из треков оригинального релиза). Поскольку основное в печати винила - матрица, цвет самой виниловой пластинки ни на что не влияет.
Дебютный альбом «Cult» успел обзавестись множеством положительных отзывов, например, от Ивана Дорна, британского Polydor Records и заручился поддержкой Афиши Daily).
Опять же, из публикаций на других интернет-ресурсах выходит, что изначально лейбл был задуман для продвижения собственного творчества в цифровом формате. Как это было реализовано практически – через регистрацию на сайтах-дистрибьюторах или в каком-то другом виде?
Kiev House это в каком-то смысле импринт лейбла Moon Records, на котором я работаю. Поэтому лейбл использовал мощности и прямые договоры с европейскими агрегаторами по доставке контента в максимальное количество цифровых магазинов. Без регистрации и смс (смеется).
Какие первые шаги нужно предпринять, чтобы сразу иметь право под эгидой нового лейбла выпускать цифровые треки на музыкальных сайтах, и какие, чтобы выпускать треки артистов на физических носителях?
Существует достаточное количество агрегаторов музыкального контента, для которых не нужно предоставлять документарное наличие прав на тот или иной релиз. С практической точки зрения, ты просто платишь разовое fee (взнос) за размещение релиза и получаешь всю прибыль от продаж.
Если же говорить о легальных продажах физических релизов здесь, то для продажи в магазинах нужно получение марки и регистрация прав. Опять таки, большинство локальных лейблов имеют все эти опции, вместе с возможностью печати носителей (зачастую CD) и их реализации в розничных и оптовых сетях, без получения себе прав и дальнейшего их использования.
В случае с первым виниловым релизом Kiev House и Aby Sho Music, никакого прямого договора с заводом не было. Был составлен и согласован инвойс, и произведена оплата. Далее в течение месяца были сделаны и присланы тест-прессы релиза и последующая печать всего тиража. Но с компанией-дистрибьютором, наладить коммуникацию с которой мне помог Назар Прокопив (владелец лейбла Wicked Bass Records (https://vk.com/thewickedbass)), договор я все-таки подписал (без цепочек по правам).
Максим, а каким образом музыкант попадают под крыло вашего лейбла?
Всех, кого я издавал на Kiev House, были люди, с которыми я хорошо знаком, и каждому из которых доверяю как личности. У каждого из них есть свой бэкграунд: кто-то вышел из хип-хопа, кто-то из экстремальной музыки. Поэтому механизм поиска музыкантов простой - мы сами вас найдем (смеется).
Как происходит взаимодействие лейбла с компанией, выпускающей диски, кассеты или пластинки?
Как обычная модель между заказчиком и исполнителем. В некоторых случаях нужно документарно оформлять взаимоотношения, в других же работает принцип DIY (от англ. Do It Yourself - «сделай это сам») - ты передаешь исполнителю весь нужный материал (аудио, графические материалы, сопутствующую информацию) и ждешь выполнения заказа. Документарное оформление всегда подстраховывает от нежелательных рисков.
У компании дистрибьютора есть своя «рыба» договора (стандартный договор), который подписывает контрагент. Зачастую условия у них свои - разница в проценте, взимаемом за реализацию контента. Дальше поквартальная отчетность и выплата роялти. В моем случае, повторюсь, предоставления цепочек по правам, регистрационные документы не были нужны.
Касательно прибыли и расхода - здесь все индивидуально. Затраты проявляются в виде тиража, выбранного формата (7", 10", 12", LP, CD) и планируемых затрат на промо. Здесь можно ограничиться или самостоятельной рассылкой и промоцией материала, либо же подключением компаний, на этом специализирующихся. Но на практике - чем больше вложения, тем больше фидбек и в перспективе - прибыль.
С 14 ноября фанаты и преданные слушатели могут приобрести белоснежный винил с альбомом «Cult». Купить альбом можно на сайте Juno Records. Стоит отметить, что это ограниченный тираж, поэтому советуем поспешить.
Что чувствует музыкант в наше время засилья цифровой музыки, когда держит в руках пластинку с собственным альбомом?
Это большая гордость и ответственность. Я мечтал об издании своего материала на виниле, еще когда играл в своей первой группе. И относительно недавно пришел к мысли, что это не просто какая-то опционная процедура, а возможность оставить физическую частичку людям. Оставить после себя запечатленную эмоцию.
И всё-таки, неужели с выпуском винила все действительно так печально, и это удел не стесненных в средствах энтузиастов? Или в Украине реально создать некий бизнес-механизм, когда производство окупится? Тогда какие в общих чертах основные винтики этого механизма?
Я думаю, это удел и стесненных в средствах энтузиастов (смеется). Несмотря на качественный рост продаж винила среди физических носителей на Западе, это действительно достаточно нишевый бизнес здесь. Спрос рождает предложение. Если бы была критическая масса желающих издаваться на виниле, возможно, появились бы и предприниматели, которые нашли бы финансирование или инвестиции для завода и закупки оборудования. Как и точки для реализации. И за счет низкой арендной стоимости земли по сравнению с мануфактурами в Европе могли бы стать конкурирующим производством. Но пока что самый рабочий вариант - печать на существующих европейских заводах и последующая дистрибуция. Про отсутствие рабочих механизмов этого дела в Украине даже нет смысла лишний раз говорить.
Огромное спасибо, Максим, что уделили нам время. Напоследок хотелось бы узнать, каковы ваши дальнейшие творческие планы, и планирует ли Kiev House выпуск на виниле альбомов других исполнителей?
Очень на это надеюсь. Поскольку кроме самостоятельного финансирования всех своих начинаний других источников у меня пока нет, то все держится на энтузиазме и желании двигаться вперед. Тем не менее, медленно, но уверенно дело идет к тому, чтобы Kiev House стал виниловым лейблом.