Интересное

Как виниловое возрождение сказалось на переизданиях

Сложно сказать, почему начался виниловый ренессанс, и что именно послужило толчком к этому (наверняка место имеют множество факторов сразу), но тренд бодро подхватили и лейблы, и музыканты. Причём последние принялись соревноваться друг с другом в оригинальности. Вспомнить хотя бы Джека Уайта и его пластинку с заглавной песней из альбома Lazaretto: Уайт тогда установил рекорд на самый быстрый выпуск винилового релиза, провернув весь процесс от записи песни в студии до выставления копий на продажу в магазине Third Man за 3 часа 55 минут и 21 секунду. И это при том, что обычно выпуск винила может занимать до нескольких месяцев. Не только потому, что каждую копию необходимо осматривать на предмет царапин и брака, но и в связи с тем, что фабрик, прессующих пластинки, довольно мало. Это, кстати, одна из причин, по которым Sony возобновили выпуск виниловых пластинок – спрос на них в Японии необычайно вырос.

На одном рекорде Уайт не остановился. Следом вышел весь альбом Lazaretto на виниле и тоже с изюминкой: сторону А можно было воспроизвести задом наперёд и прослушать бонусные треки. Несложно догадаться, что таким образом Уайт установил новую планку по количеству проданных копий.

Если раньше классический чёрный винил на рынке был в абсолютном большинстве, то теперь, по подсчётам американской фабрики Gotta Groove Records, цветные пластинки – это более 50% заказов. Кроме того, музыканты заказывают самые разные причуды: от пластинок с блёстками до пластинок с кровью музыкантов (в последнем случае фабрика заказчику всё-таки отказала). Пластинка – это гораздо больше, чем просто аналоговый носитель звука: это стильный ретро-предмет интерьера, часть коллекции и отличный способ найти единомышленников. У вас может не быть в доме проигрывателя, но лимитированное виниловое издание альбома на полке – знак любви и признательности творчеству какого-либо артиста.

Само собой, на виниле выходят не только свежие альбомы. Всё чаще переиздаётся нетленка. Ретро-винил из коллекции твоего папы – это здорово, но пластинки изнашиваются, затираются и заслушиваются, поэтому (да и не только) классику разных музыкальных направлений переиздают. Зачастую - в виде красивых цветных лимиток. И тут нужна предельная внимательность. Во-первых, не все лейблы оказались готовы к ренессансу, и даже несмотря на его продолжительность, не собираются возвращаться к аналоговым мастер-лентам. Но наличие исходных лент самых звёздных позиций бэк-каталога не гарантирует, что они в хорошем состоянии. Это значит, что их ждёт реставрация через оцифровку. Таким образом, мы подошли к первому правилу, которого стоит придерживаться при покупке переиздания: ищите на обложке пометку «оригинальная мастер-лента». Это залог высокого качества звука.

пометка "оригинальная мастер-лента"

На что ещё необходимо ориентироваться?

Не всегда гарантом служит участие самих музыкантов в процессе переиздания, от них мало что зависит в техническом плане. А вот имена знаменитых звукорежиссёров (те же Стив Хофман и Джордж Марино) – говорят о многом. И чтобы уж совсем быть уверенными в своём выборе, ищите на обложках имена инженеров, которые принимали участие в работе над первым изданием альбома.

Вопреки расхожему мнению, тот факт, что пластинка 180-граммовая на суть никак не повлияет. Любой классической альбом переиздаётся на 180+-граммовой пластинке.

Но главным ориентиром остаётся лейбл. И если вы думаете, что уж крупные звукозаписывающие компании вас точно не подведут, то как раз здесь и кроется подвох.

Как мы уже писали выше, далеко не все лейблы остались верны аналоговой записи или предвидели возвращение пластинок на рынок в глобальных масштабах. В период с 90-х до начала 2000-х они начали активно раздавать права на издание классических альбомов на пластинках небольшим лейблам-аудиофилам, которые остались верны винилу. А потом к 2008-му нагрянул ренессанс и гиганты, спохватившись, принялись отзывать лицензии, чтобы навариться на моде самостоятельно. Как результат – менее качественные релизы тех же альбомов.

Среди лейблов, которым можно доверять в плане качества звука переизданий:

  • Classic Records

Первыми внедрили 200-граммовые пластинки и прозрачный винил, изначально были одними из немногих, чьи релизы отличались хорошим звучанием. Несмотря на то, что своё существование компания прекратила, найти их продукцию в продаже не составит труда.

  • The Analogue Productions

Также являются пионерами среди лейблов-аудифоилов, выпускающих отличные переиздания с оригинальных мастер-лент. Не так давно лейбл открыл собственный завод с аппаратурой для печати винила Quality Record Pressings.

  • Original Recordings Group

Известны качественными переизданиями, в частности дискографии Nirvana и классических джазовых альбомов.

  • Rhino Records

Этот лейбл получает менее однозначные отзывы. Специализируясь на музыка середины-конца ХХ века, они выпустили удачные релизы гигантов вроде Deep Purple, но целое переиздание альбомов Black Sabbath фанатов расстроило.

Несмотря на явное преимущество мастер-лент, всё-таки не стоит забывать о том, что релизы раньше и сейчас – это совершенно разные вещи. Современные производители виниловых пластинок уделяют очень много внимания добротности материала, выбирают более чистое сырьё, выпускают пластинки толстыми и увесистыми. Всё это позитивно сказывается и на их долговечности, и на качестве рисунка. Кроме того, тиражи сейчас хоть и набирают обороты, но всё равно не сравнятся с объёмами эпохи физических носителей. Ценители виниловых пластинок не в большинстве, но их действительно очень много, а значит, лейблы будут для них стараться.


Комментарии

АНТОН
АНТОН 10.02.2017 22:53:57

КЛАССНАЯ СТАТЬЯ